МКОУ "Крошнозерская школа - сад"

 

 
На обложку

На главную

Основные сведения

Новости

Фотоархив

Праздники

Газета

Горница

Учителя

Работы учащихся

Виртуальный музей

Пишите нам

Автор сайта

документы

 

Выступление дошкольной группы 2006г

 

Готовим карельскую выпечку

 

Печь

 

Учимся делать тесто

 

Помещение горницы

 

Праздник карельской горницы

 

Праздник карельской горницы2

 

Помещение горницы2

Карельская горница

   Начало нового периода в развитии национальной школы датируется концом 80-х годов, когда появилась возможность для возрождения и развития национальной школы. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость сохранения языков малых народов. В 1989 году Крошнозерская школа взяла на себя трудную задачу – обучение детей родному карельскому языку (ливвиковский диалект), сохранение традиций и обычаев карельского народа. При изучении языка мы первостепенное внимание уделили урокам родного языка. Первопроходцами стали - Евсеева Лидия Ивановна и Бармина Нина Петровна. Первые шаги были очень не простыми: полное отсутствие учебников, методической литературы, программ. Надо было убедить родителей и общественность в необходимости изучения родного языка. Проводились общешкольные собрания, классные руководители вели индивидуальную работу  с родителями, беседы с учащимися. Как оказалось, эта часть работы была самой легкой; родители с удовольствием пошли навстречу, все ребята начального звена школы изучали (и теперь изучают) карельский язык, хотя в некоторых классах менее 50% детей-карел. На первоначальном этапе самым сложным оказалось составление программ и подбор материала к урокам. Но наряду с нашей школой работали учителя-этнузиасты и в других школах. Мы вместе по крупинкам собирали материал. Встречаясь на курсах, мы до полуночи обменивались методическими находками, поурочными планами, собранным материалом, детским фольклором.  Мы понимали, что нам ни кто этот материал не предоставит, его в тот момент просто не было.

   Через 3 года появились первые учебники «Aberi», «Kivjuniekku», работа шла активно в начальных классах. Но этого оказалось недостаточно, поэтому с середины 90-х годов введено изучение карельского языка в дошкольном учреждении Крошнозера. Параллельно с этим начато оформление кабинета карельского языка, который постепенно был переоборудован под кабинет-музей «карельская горница». Его открытие состоялось 20 апреля 2001 года. Здесь проводятся уроки и праздники с приглашением родителей, бабушек, жителей села. Горница была оборудована при непосредственном участии и поддержке Саволайнен Г.А. (директора школы в то время), оборудована умелыми руками учителя технического труда Буянова М.М.

   В начале 1995 года была одобрена программа по возрождению национальных языков и культур. Постепенно, когда был разработан Республиканский базисный учебный план, распределены часы на освоение федерального и регионального компонентов, карельский язык стали преподавать и в среднем звене (до этого изучался только в начальных классах). Кроме того, в учебный план школы были введены предметы: литература Карелии, культура Карелии, история Карелии, география Карелии. В разные годы в школе преподавались некоторые из этих предметов. Наряду с отдельными предметами региональным содержанием наполнялись и такие предметы как: биология, экология, изо, технический и обслуживающий труд.

   В программе дополнительного образования школа открывала кружки вязания, плетения из бересты, изготовление глиняных изделий, танцевальный, фольклорный, лоскутного шитья.

   Накопив определенный опыт по изучению и преподаванию карельского языка и культуры родного края, в 1999 году школа получила статус «базовой с этнокультурным компонентом». Язык изучается до 9 класса с дошкольной группы, ведется внеклассная работа. Мы активно сотрудничаем со школами, работающими по данному направлению – Ведлозерская средняя школа, Эссольская средняя школа, школа поселка Мелиоративный, Коткозерская школа.

   В течение нескольких лет ученики нашей школы становились призерами районного и республиканского конкурсов по родному языку.

 

Бармина Нина Петровна, учитель карельского языка